Режиссер Е. Живейнова

К 200- летнему юбилею Бородинского сражения в Отечественную войну 1812 года театр создал спектакль "Склоняюсь перед именем твоим".
Мы решили показать, как судьба России переплелась теснейшим образом с судьбами наших героев.

Необыкновенная любовь Маргариты Нарышкиной и Александра Тучкова, их верность друг другу, героическая смерть Александра на Бородинском поле, перевернувшая всю дальнейшую жизнь Маргариты. Все это проходит перед зрителем в первой части спектакля.

Вторая часть – это долгая жизнь Маргариты Тучковой без любимого супруга, которого она не смогла забыть до самой смерти. На Бородинском поле она построила храм в память о дорогом Александре. После внезапной смерти сына Маргарита поселяется на Бородинском поле, чтобы быть ближе к незабвенному мужу и любимому сыну Николеньке, которого погребли в этом храме.
Жизнь потеряла для Маргариты всякий смысл. Но святитель Филарет выводит ее из этого страшного состояния безысходности. С благословения св.Филарета Маргарита основывает на Бородинском поле монастырь и становится игуменьей монастыря матерью Марией. С поистине евангельской любовью и неистощимым милосердием встречала мать Мария всех, обращавшихся к ней за помощью.
Монастырь, построенный любовию, трудами и молитвами игуменьи Марии - это монастырь - памятник для вечного поминовения воинов, положивших жизнь за свое Отечество.

Даша
"Сказать, что спектакль мне понравился, значит, не сказать ничего. Он произвел на меня колоссальное впечатление. Настолько сильную, пронзительную, трогательную историю любви и верности я увидела. После таких историй начинаешь верить в то, что настоящая любовь действительно существует. Огромная благодарность и уважение всем актерам и постановщикам этого спектакля. Им удалось сделать самое главное: заинтересовать зрителя, сподвигнуть его к тому, чтобы ближе узнать еще одну небольшую историю одной семьи, из которой складывалась история нашей страны".
(Даша, студентка 3 курса, РГСУ)
Александр Дымарский
"20-го сентября 2012 года посмотрел спектакль Вашего театра "Склоняюсь перед именем твоим".
Впечатления самые лучшие.
Хорошо подобранные костюмы, даже причёски актёров, подходящее музыкальное сопровождение - всё это как бы переносит зрителя в атмосферу жизни 19-го века.
Грамотная постановка спектакля как бы создает ощущение присутствия зрителя в сюжетах пьесы, делает его участником событий тех легендарных лет.
И, конечно, мастерство артистов и талант режиссёра делают спектакль незабываемым.
Побольше Вам таких прекрасных работ.
С Уважением, артист театра-цирка "Радость праздника".
(Александр Дымарский)
Яковлева Анна
"Недавно я была на спектакле театра художественной публицистики "Склоняюсь перед именем твоим". Спектакль просто замечательный, настолько отлично играют актёры, что это даже невозможно описать словами.
Все актёры идеально сыграли свои роли. Очень понравилась игра главных актёров Ираиды Краснопольской (Маргариты Нарышкиной) и Якимова Максима (Александра Тучкова). Спектакль действительно отлично поставлен, и поэтому благодарю Живейнову Елену Леонидовну за постановку такого замечательного спектакля.
Отмечу ещё то , что игра актёров театра художественной публицистики отличается от других театров, в театре художественной публицистики настолько всё правдоподобно, слаженно и просто, как в живую. Спектакль затрагивает душу, и призывает, чтоб мы помнили героев нашей страны.
Для меня этот театр на первом месте, постараюсь приходить на все спектакли и буду ждать новых постановок.".
(Яковлева Анна)
М. Акопов
"Склоняемся перед подвигом героев, защитивших Родину первой отечественной войне
Двухсотлетие победы русских в войне 1812 года широко отмечается по всей стране. Конечно, русских в широком смысле. На защиту Родины встали все народы, населявшие многонациональную Россию.
В ряду других мероприятий заметным событием в культурной жизни столицы 20 сентября сего юбилейного года стал показ спектакля Московского драматического театра художественной публицистики "Склоняюсь перед именем твоим", в постановке его художественного руководителем Елены Леонидовны Живейновой. Она же автор пьесы.
Это взволнованный рассказ о большой любви Маргариты Нарышкиной и Александра Тучкова, молодого генерала, геройски погибшего на Бородинском поле.
Спектакль не оставил равнодушных в переполненном большом зале "Культурного центра "Вдохновение". Название центра вполне соответствует вдохновенному исполнительскому мастерству всего актерского коллектива.
Безусловным достоинством представления является удачное сочетание эмоциональной напряженности с информационной составляющей. Актерское мастерство проявляется в умении сочетать хорошую дикцию с органичностью житейской речи, в умении естественно переходить от роли ведущего, комментирующего действия своего героя (будь то Кутузов или Наполеон, Маргарита или Александр), к роли самого действующего героя. Думается именно в этом самая суть соединения драматургии с публицистикой.
Спектакль имеет большое воспитательное значение. Он воспитывает в молодых дух патриотизма. Театр Живейновой вполне соответствует своему назначению "сеять доброе, вечное".
(Член РДС М. Акопов)
Анна Эльвинская
"Склоняюсь перед именем твоим…" Спектакль, перевернувший душу.
20 сентября в культурном центре "Вдохновение" состоялась премьера спектакля Московского драматического театра художественной публицистики "Склоняюсь перед именем твоим". Хочу рассказать об этом спектакле, как я его понимаю.
Этот спектакль посвящен истории любви Александра Тучкова и Маргариты Нарышкиной.
Великолепные костюмы, прически, декорации переносят зрителя на 200 лет в прошлое, в прекрасную, давно ушедшую эпоху – эпоху Российской Империи. Герои, как будто сошедшие с полотен картин, предстают перед зрителем во всей своей красе. Манера держаться, говорить, нравы того времени, сочетаясь с внешним видом актеров, дают ощущение реальности – ты понимаешь, что сидишь в зале и смотришь на сцену, но все-таки иногда забываешь об этом и тебя поглощает эпоха 1812 года. Эпоха доблести, чести, благородства и верности Отечеству. Эпоха французских романов, романсов, балов. Эпоха романтиков, которых сейчас так не хватает в нашей современной жизни.
Как уже было сказано выше, театр, поставивший спектакль называется Московским драматическим театром художественной публицистики. Это своеобразная публицистическая специфика, когда прямо во время спектакля читаются слова автора, когда сами герои рассказывают о себе в третьем лице. Такой прием в большой и сложной постановке неожиданно приобретает первостепенную роль. Так, например, в сцене Бородинского сражения задействовано небольшое количество актеров. Но впечатление таково, что показано настоящая битва, то самое Бородинское сражение.
Динамика создается с помощью звукового сопровождения – звуки ожесточенного боя. Зрители в постоянном напряжении. Большое значение имеют спецэффекты: Выстрелы пушек сопровождаются дымом – все как в реальности.. Актеры смогли передать мужество, отвагу людей, идущих на смерть за Родину. В памяти невольно встают образы защитников Отечества: Александра Невского, Минина и Пожарского, экипаж крейсера "Варяг". Мурашки бегут по коже, а память все выдает новые имена: 28 Панфиловцев, дивизия Родимцева, Олег Кошевой, Зоя Космодемьянская. Сколько их – известных и неизвестных героев? На протяжении всей истории России шли войны за независимость нашей страны, за русскую культуру, за землю, за природу русскую, так часто воспеваемую поэтами всех эпох.
Гибель Александра Тучкова на Бородинском поле - кульминация спектакля. Как мастерски сыграл здесь артист Максим Якимов (Александр Тучков)!. Солдаты не знали, что делать, знаменосец погиб, и знамя упало на землю. И вот все разбегаются кто куда! Но вдруг Тучков подхватывает знамя и бросается вперед! Звук выстрела и герой со знаменем в руках повержен пулей… Фигуры солдат и самого Тучкова заволакивает красный дым. Александр шатается, но не падает. Мы видим его последний раз, но живым. В зале тишина, все не отрываясь, смотрят на сцену. Гаснет свет. Все кончено. Новое действие. Но почему же так сильно стучит сердце? Маргарита... Вспоминаешь о ней, и становится страшно и холодно в душе. Сейчас она узнает. И ты уже сидишь, затаив дыхание, с широко открытыми глазами и неосознанно примеряешь на себя ту судьбу, которая уготовлена главной героине.
За время спектакля в сценах встреч Александра и Маргариты было показано чувство, связывающее их - любовь. Это чувство, ниспосланное свыше, которое дается не всем, а только тем, кто может жить не только в счастье, но и выдерживать любые испытания. Узнав о смерти мужа, Маргарита сильно переживает. Как искренне сыграла актриса Ираида Краснопольская – исполнительница главной роли.! Не менее трагична история матери Александра Тучкова. Женщина потеряла троих сыновей. От горя она ослепла. Актриса Елена Живейнова, исполнившая эту роль, создала образ матери, убитой горем, так, что слезы стояли в глазах. На протяжении всего спектакля звучит необыкновенно красивая музыка, усиливающая и без того сильное эмоциональное впечатление.
Действие разворачивается во времени, проходят годы. Императора Александра I сменяет Николай I. Их обоих играет актер Иван Войтюк – он зачитывает приказы императоров, просто стоя на одном месте. Минимум действия, минимум действующих лиц, а сколько решено задач!
Россию победить нельзя! Это доказывает многовековая история. Всегда русский человек поднимался в бой за Родину. Сейчас очень часто мы слышим в адрес молодежи нелестные слова, что молодые люди теперь не те, и, если что, не смогут, не справятся, не захотят и т. д. Но вот интересный факт из истории Великой Отечественной Войны. Когда немцы подошли к Москве и кремлевские башни были видны в бинокль, в Москве среди пожилого населения началась паника. Причиной этому было – отсутствие веры в молодежь. Люди не верили, что эти слабые, безвольные, как им казалось, ребята смогут выстоять в схватке с фашистами. Сейчас это кажется невероятным! Несколько поколений выросло на примерах этих людей! Так может быть и сейчас не стоит делать скоропалительных выводов? Как хорошо сказала художественный руководитель театра Елена Леонидовна Живейнова, если что-нибудь, не дай Бог, случится, молодые люди встанут и пойдут защищать свою Родину. Нужно обязательно верить. Тогда и молодежь поверит в себя".
(Анна Эльвинская, студентка 3 курса, РГСУ)
Можайск
Интервью после спектакля.